История храма и Прихода. Храм Владимирской иконы Божией Матери. Село Нововасильевка, пригород Бердянска

1 | 2

Храм Владимирской иконы Божией Матери. Село Нововасильевка, пригород Бердянска

 

Сейчас, когда любуешься возрожденным храмом, даже не верится, что этот величественный храм, построенный в конце 19 века, испытал на своем веку немало надругательств и глумлений. В конце 80-х годов 20 века от него остались лишь стены, покрытые мхом, земляной пол, кое-как заколоченная досками купольная часть, да пустые «бойницы» окон. Но Бог поругаем не бывает. Как ни старалась безбожная власть стереть с лица земли и из памяти народной всякое упоминание о Христе и о его Церкви, время по воле Творца расставило все и всех на свои места. Пришло время возрождения…                                                                                                                            

Переселенцы из центральных губерний России и Украины в конце 19 века заселяют местность, нарекая селение Ново-Васильевкой и как истинные христиане они строят молитвенный дом. Это было в далеком 1860 году.            

В дореволюционной прессе церковь упоминается в ряде известных изданий. В «Справочной книге для Таврической епархии» (Симферополь 1910 г.), но впервые о ней сообщает епископ Гермоген в своей книге «Таврическая епархия» (Псков,1887г.) В ней он пишет: «Молитвенный дом однопрестольный каменный с такой же оградою построен прихожанами и освящен 1 сентября 1863 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери».           

Строительство же храма начато в 1892 году, окончено в 1895 году. Старожилы села вспоминают, что место для строительства храма было выбрано не случайно. Именно на этом месте проходила межа, делившая село на русскую и украинскую стороны. И когда возникали недоразумения, то перед разгоряченными головами селян представал храм. И опускались руки, разжимались кулаки и наступало примирение. В 1895 году все православные христиане отмечали 500-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери и храм в селе Нововасильевка освящается в честь этого праздника.                             

В последние годы немало реставрируется храмов, возвращаются из забвения имена священников, которые долгие годы служили Богу и людям. Документы истории и память народная сохранила имена священников, совершавших свое служение у Святого Престола.                                                                                                                                         

Первую литургию провел настоятель церкви протоиерей Петр Вознесенский. Об этом сообщают документы, хранящиеся в Запорожском госархиве. Известно, что отец Петр прослужил здесь несколько лет, его сменил иерей Павел Булашев. Интересные факты приводит «Справочная книга для Таврической епархии» изд.1910г. В 1908 году около церкви была сооружена великолепная ограда, ранее в 1905 г. построен дом для священника, начаты работы по установке нового иконостаса, росписи храма, при храме имеется большая библиотека. Настоятелем отец Павел был до 1909 года. Далее его сменил протоиерей Иоанн Хорошунов. Он же был инициатором первой в селе церковно-приходской школы, открытой при храме. Хранящиеся в Запорожском госархиве документы церкви Владимирской иконы Божией Матери за 1906год подтверждают, что непродолжительное время богослужения в храме совершал иерей Виктор Киранов. В 2000 году за подвижничество и мученическую смерть он причислен к лику священномучеников Русской Православной Церкви.                                                                           

Невиданные гонения и репрессии на Православную веру начались сразу же после революции.   В те далекие времена закрывали и разрушали храмы, священников преследовали, ссылая их в лагеря смерти , расстреливали… 

В конце 20-х годов настоятелем Нововасильевского храма был протоиерей Виктор Гнедышев. В первый месяц 1930 года в Нововасильевке было объявлено о проведении сельского собрания. Повестка одна – принятие решения о снятии колоколов с колокольни церкви. Более 700 человек выступили против. На том собрании удалось отстоять колокола, но какой ценой? Есть архивная выписка из протокола № 94 судебной тройки при коллегии ГПУ УССР от 28 марта 1930 г: священник Виктор Гнедышев – концлагерь на пять лет (видимо он так и не вернулся из Гулага) Осуждены на различные сроки заключения также жители, активно выступившие против снятия колоколов. Назовем их имена, ведь они достойны благодарной памяти не только своих родных, но и всех сельских жителей: Ледовский Прокофий, Солопов Никита, Крот Кирилл, Тарасенко Аким, Калиберда Антон, Русанов Тимофей, Пшеничный Семен, Тарасенко Кондрат, Якунин Петр, Перков Зиновий, Капустин Харлампий, Щербина Никита. От наказания был освобожден только Перков благодаря своему преклонному возрасту.  В рапорте следователь Мариупольского ГПУ Смойловский указал слова жительницы Нововасильевки Анны Тиховод: «Спасайте веру Православную. Это наш враг хочет забрать у нас колокола, а после и церковь закроют!»                                 

В 30 годы настоятелем храма был отец Иоанн Кущинский. Он, не смотря на насилие, срывание богослужений и «просьб» о закрытии церкви, призывал молиться о всех невинно пострадавших священниках и мирян, томящихся в лагерях и тюрьмах. Впоследствии это сыграет роковую роль  для отца Иоанна. В недавно рассекреченных архивах упоминаются имена еще двух священников Нововасильевской церкви: протоиерея Евгения Черненко и священника Федора Илиевского. Они были осуждены и посмертно реабилитированы. В эти же года окончательно закрывают храм. Его используют сначала под зерносклад, а потом передают местному совету под сельский клуб. Роспись храма закрашивают салатно-голубой краской.

В период Великой Отечественной войны, церковь вновь открывают. Настоятелем храма в тот момент был отец Петр Гарькавый. По окончании войны церковь не закрывают, даже наоборот делают косметический ремонт. В 1953 году очищают стены от потрескавшейся краски, из под которой проступают прежние росписи.

В послевоенные годы в храме служили священники Вячеслав Смирнов, Константин Иваницкий и протоиерей Иоанн Ляховец. Божественные литургии совершались до конца 1962 года. В тот год церковь вновь закрыли.                

Имущество и церковную утварь вывезли неизвестно куда. В памяти прихожан христианский поступок Сычева И.В. Когда на машину сложили церковное имущество и утварь, водитель категорически отказался сесть за руль и вывезти все это из села.

Около 30 лет сиротливо среди села стоял величественный полуразрушенный храм без куполов, крестов и колокольни… Годы глумления над Православной верой не прошли бесследно, - зияющие дыры окончательно привели в негодность крышу, в некоторых местах росли маленькие деревца. Стены и своды храма отсырели… За этот период сменилось много хозяев. Все они своим безразличием к святыне оставили след. В последние годы перед возрождением в храме изготавливали памятники и надгробия. От частых и резких перепадов температуры, сырости сильно пострадали фрески. В конце 80-годов уроженец с. Нововасильевка Ашифин М.М. первым поднял вопрос о возрождении храма в местной прессе. Примечательный факт: чтобы добиться разрешения на открытие и возвращение Православной церкви жители села Нововасильевки Пшеничная Р.Н., Русанов В.М., Подорожко В.И. непосредственно обращались к Предстоятелю Православной Церкви – Патриарху Пимену. Патриарх поддержал желание нововасильевцев. Всем селом тогда собирали деньги на поездку в Москву. 31 мая 1990г. решением сельсовета здание храма было передано общине. В июне того же года, помещение церкви освободили последние хозяева. Нет возможности перечислить количество проведенных субботников и самих участников – стремление и желание возродить свою церковь охватило всех! Целыми семьями приходили на субботники. Главное – надо было как можно быстрее очистить храм!

Знаменательным событием в жизни Нововасильевки стал день 8 сентября 1990 года - благочинный г. Бердянска протоиерей Михаил Семенчук, в сослужении диакона Александра Мусиенко освятил сельскую церковь и провел первую Божественную литургию. Этот день стал началом возрождения Православной Святыни.

С января 1991 года настоятелем церкви является протоиерей Николай  Иванченко.

    - Мы пришли в храм в холодном январе 1991года… все в страшном запустении. Земляной пол, окна затянуты пленкой. Голые, ободранные стены… Невозможно передать словами те чувства, с которыми служил Божественную литургию…. Зима, протяжно поют бабушки, которые пели еще в 60- годах!  Холод, пробирающий до мозга костей, а на душе Пасха!!! Пасха среди зимы!!!- вспоминает отец Николай.

Скверное было время «разбрасывать камни», но настало время «собирать камни». Зажглись свечи, заискрились лампады – началась в храме молитва. Вначале были трудности – нет богослужебных книг, некому нести послушание на клиросе – не было чтецов.  Из певчих осталось несколько, почти 90-летних старушек, которые когда-то пели в церковном хоре. По крупицам собирали книги, ноты. Но главное - это люди! Не зря гласит народная мудрость: «Свято место пусто не бывает». На зов колоколов люди стали наполнять храм. Создали церковный хор, регент Людмила Полонская -человек удивительной души, положившая столько сил на создание великолепного коллектива ( хор неоднократно был участником фестивалей   «От Рождества к Рождеству» г. Днепропетровск,  Всеукраинском фестивале «Глас Печерский» г. Киев, лауреатом фестиваля «Пойте Богу нашему, пойте»)

Сложной оказалась работа по возрождению самого храма.   В первую очередь проводились работы по реставрации крыши, восстановлению куполов и колокольни. Эти работы выполнялись бригадой местных мастеров под руководством Геннадия Царегородцева. Эксклюзивная кровля центрального купола и изготовление крестов выполнено Евгением Белоусовым и его помощниками: Игорь Картамышев и Леонид Корниенко. Одновременно проводились и внутренние работы. Штукатурку всего храма выполнил местный житель Александр Русанов. Длительная и трудоемкая работа по возрождению храма приносила свои труды. Невозможно перечислить все работы, которые  проводились по восстановлению Святыни.  За годы возрождения храма были реставрированы старые уцелевшие фрески - реставратор Арсений Мироненко. Установлен резной золоченный иконостас, заново расписан храм – иконописец Владимир Кожушко. Возведена колокольня. 19 июня 2008 г. Божественную Литургию в нашем храме возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении сонма архиереев и духовенства.

К 180-летию Бердянска в городе провели акцию «Семь чудес Бердянска». Одним из чудес города был по праву назван храм Владимирской иконы Божией Матери.

Работы по возрождению еще не закончены, много еще предстоит сделать. «Самое главное, чтобы мы возродили человеческие души. Стены, если не мы, потомки достроят. А вот утраченную десятилетиями духовность возместить трудно» - слова настоятеля храма.                                      

Низкий поклон и молитвенная благодарность всем строителям, жертвователям и благодетелям за участие в Святом деле возрождения церкви! Строительство храмов на Руси почиталось величайшей добродетелью и было самым богоугодным делом православных людей. На это Святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей.

Каждый день Церковь молится за создателей, жертвователей, благотворителей и благоукрасителей храма. Эти молитвы столько времени будут возноситься у Престола Божьего, сколько храм будет стоять на земле.